МАОУ СОШ №37 города Томска
Томск
  • Профориентационная работа на 2024-2025 учебный год

    Профориентационная работа МАОУ СОШ № 37 г.Томска на 2024-2025 учебный год

    Нормативно-правовая база

    Цель:

    -  формирование знаний о мире профессий и интереса к познанию миру труда (ранняя профориентация школьников с 1 по 5 класс)

    - формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–11 классов.

    Задачи:

    - содействовать профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;

    - формировать рекомендации для обучающихся по построению индивидуального образовательно-профессионального маршрута в зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;

    - информировать  обучающихся  о  специфике  рынка  труда  и  системе профессионального образования (включая          знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);

    - формировать у обучающихся навыков и умений, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения,  самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута и ее адаптация учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

    - формировать ценностное отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

    Планируемые результаты:

    1. Личностные результаты

    1.1 Для ФГОС ООО:

    В сфере гражданского воспитания:

    • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
    • готовность     к          разнообразной          совместной            деятельности,           стремление взаимопониманию и взаимопомощи.

     В сфере патриотического воспитания:

    • осознание      российской    гражданской идентичности в поликультурном многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
    • ценностное    отношение     к          достижениям своей  Родины – России собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам трудовым достижениям народа.

    В сфере духовно-нравственного воспитания:

    • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

    В сфере эстетического воспитания:

    • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
    • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации самовыражения для представителей многих профессий;
    • стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
    • стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.

    В         сфере  физического   воспитания,   формирования           культуры            здоровья и эмоционального благополучия:

    • осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
    • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
    • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
    • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку такого же права другого человека.

    В сфере трудового воспитания:

    • осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
    • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной  направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
    • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
    • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
    • готовность адаптироваться в профессиональной среде;
    • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
    • осознанный   выбор   и   построение   индивидуального   образовательно-профессионального маршрута и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

    В сфере экологического воспитания:

    • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
    • осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
    • осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

    В сфере понимания ценности научного познания:

    • овладение  языковой  и  читательской  культурой  как  средством  познания мира;
    • овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.

    1.2. Для ФГОС СОО:

    В сфере гражданского воспитания:

    осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

    сформированность  гражданской  позиции  обучающегося  как  активного ответственного члена российского общества.

    В сфере патриотического воспитания:

    • осознание духовных ценностей российского народа;
    • ценностное    отношение к государственным символам, историческому природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
    •  сформированность российской  гражданской  идентичности,  патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

    В сфере духовно-нравственного воспитания:

    способность  оценивать  ситуацию  и  принимать  осознанные  решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.

    В сфере эстетического воспитания:

    • способность  воспринимать различные виды искусства, традиции творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
    • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
    •  эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.

    В сфере трудового воспитания:

    • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
    • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
    • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
    • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

    В сфере экологического воспитания:

    • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
    • осознание глобального характера экологических проблем;
    • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
    • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества.

    В сфере ценности научного познания:

    • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
    • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
    • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
    • способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.

    2. Метапредметные результаты

    2.1. Для ФГОС ООО:

    В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

    • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
    • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
    • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
    • рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
    • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
    • делать   выводы   с   использованием   дедуктивных   и   индуктивных умозаключений,       умозаключений        по            аналогии, формулировать гипотезы взаимосвязях;
    • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
    • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
    • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
    • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по программе.

    В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

    • воспринимать           и          формулировать         суждения       в            соответствии с          целями условиями общения;
    • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
    • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций смягчать конфликты, вести переговоры;
    • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
    • в  ходе  диалога  и  (или)  дискуссии  задавать  вопросы  по  существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
    • сопоставлять свои суждения  с  суждениями  других  участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
    • публично  представлять  результаты  выполненного  опыта  (эксперимента, исследования, проекта);
    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
    • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.

    В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

    • ‒ выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ‒ самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
    • выбирать       способ            решения учебной задачи с учетом имеющихся   ресурсов собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
    • делать выбор и брать ответственность за решение;
    • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
    • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
    • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
    • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
    • давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
    • вносить  коррективы  в  деятельность  на  основе  новых  обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
    • уметь  ставить           себя    на        место  другого          человека,            понимать       мотивы и намерения другого.

    2.2. Для ФГОС СОО:

    В сфере овладения универсальными познавательными действиями:

    • владеть навыками получения информации из источников разных типов,
    • самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
    • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
    • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
    • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
    • использовать средства информационных и коммуникационных технологий
    • решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
    • правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
    • разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

    В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:

    • владеть различными способами общения и взаимодействия;
    • развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
    • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
    • выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
    • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
    • понимать  и  использовать  преимущества  командной  и  индивидуальной
    • работы;
    • принимать     цели    совместной    деятельности,            организовывать
    • и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы.

    В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:

    • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
    • самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
    • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
    • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
    • давать  оценку  новым  ситуациям,  вносить  коррективы  в  деятельность,
    • оценивать соответствие результатов целям;
    • оценивать приобретенный опыт.

    Направления профминимума:

    • Урочная деятельность
    • Внеурочная деятельность
    • Практико-ориентированный модуль
    • Взаимодействия с родителями
    • Дополнительное образование
    • Профессиональное образование

    Классы, в которых реализуется Профминимум:

    Класс

    ФИО классного руководителя

    Уровень реализации Профминимума

            6А

    Имгрунт Александр Александрович

    базовый

    6 Б

    Толочно Ольга Михайловна

    базовый

    6 В

    Ванчугова Ирина Николаевна

    базовый

    6 Г

    Ткачева Лариса Яковлевна

    базовый

    Чехунова Наталия Сергеевна

    базовый

    7 Б

    Горкольцева Ольга Николаевна

    базовый

    7 В

    Большанина Валентина Сергеевна

    базовый

    7 Г

    Середа Ирина Игоревна

    базовый

    Вельдяева Татьяна Юрь

    базовый

    8 Б

    Гостюшкина Светлана Евгеньевна

    базовый

    8 В

    Семенова марина Владимировна

    базовый

    8 Г

    Аблясова Людмила Николаевна

    базовый

    10 А

    Громова Татьяна Николаевна

    базовый

    Классы-участники профориентационного проекта «Билет в будущее»:

    Класс

    ФИО педагога-навигатора

    Коренькова Анастасия Александровна

     9 Б

    Сухова Наталья Юрьевна

    Васинцева Екатерина Сергеевна

    Наац Светлана Федоровна

    10 Б

    Наац Светлана Федоровна

    11 А

    Наац Светлана Федоровна

    11 Б

    Наац Светлана Федоровна

    Методические рекомендации по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций  РФ

    План профориентационных мероприятий, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся МАОУ СОШ № 37 г. Томска на 2024-2025 учебный год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике